Игнатов Александр

 

Бензовозная  магия,

или что скрывает ГОСТ Р 8.569-98 «Автоцистерны для жидких нефтепродуктов»[1]

 

 

Ты же знаешь, я мзду не беру…

Мне за державу обидно.

 

Профанация поверки автоцистерн

Проблема первая – от наивности поверителей и перевозчиков.

Существует два вида поверки автоцистерн – первичная (в особо важных случаях) и периодическая (регулярно раз в два года), в ходе которых, согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 8.569-98, в обязательном порядке выполняются следующие операции.

При первичной поверке автоцистерна должна быть наполнена и слита с выполнением различных измерений как минимум шесть раз: а) внешний осмотр; б) измерение вместимости (не менее двух раз); в) проверка работоспособности воздухоотводящего устройства; г) проверка полноты слива самотеком; д) проверка работоспособности ограничителя наполнения.

При периодической поверке автоцистерна наполняется и сливается, тоже со всеми полагающимися измерениями, по меньшей мере, четыре раза: а) внешний осмотр; б) измерение вместимости; в) проверка работоспособности воздухоотводящего устройства; г) проверка работоспособности ограничителя наполнения.

Время, требующееся на налив-слив автоцистерны и измерения, составляет от 30 до 60 минут в зависимости от сложности конкретной процедуры. Следовательно, на первичную поверку автоцистерны потребуется всего от 3 до 6 часов, на периодическую от 2 до 4 часов. Соответственно за один день региональный ЦСМ сможет выполнить не более 1-2 первичных поверок и не более 2-3 периодических.

Итак, если Вы, анализируя даты выдачи свидетельств о поверке автоцистерн Вашего перевозчика, вдруг обнаруживаете, что в один и тот же день региональный ЦСМ выдал более 3 свидетельств о периодических поверках, то знайте – никаких поверок в этот день не было, а свидетельства сфабрикованы.

Поэтому, если Вы увидите, что в один прекрасный день региональный ЦСМ выдал для одного и того же перевозчика 38 свидетельств о поверке его автоцистерн, которые имеют в общей сложности 66 секций, то нет нужды доказывать, что за один день региональный ЦСМ не может выполнить такой объем работ, требующий не менее двух недель.

Сверх того, если еще и выяснится, что в день поверки автоцистерна еще и успела сделать пару-тройку рейсов (а бывает, что и шесть рейсов), перевозя нефтепродукты на Ваши АЗС, то это тем более говорит, что свидетельства о поверке липовые.

Наконец, может оказаться и так, что на свидетельствах, выданных одним и тем же днем, будет указан различный метод поверки – на одних объемный, на других массовый. Сомнительно, что региональный ЦСМ будет изощряться в поверках различными способами – делать ему, что ли, больше нечего?

Поэтому, в случае выявления подобных моментов (десятки свидетельств за один день, поверки и рабочие рейсы в один день, различные методы поверки в свидетельствах за одной датой), поделитесь Вашими наблюдениями с перевозчиком.

У Вас не должно быть от него никаких тайн, ибо прозрачность отношений есть залог добросердечных  отношений даже в бизнесе.

Проблема вторая – от незнания поверителей.

Согласно пункту 7.1.1 ГОСТ Р 8.569-98, температура окружающей среды и поверочной жидкости должна составлять +20°С ± 10°С. Данному температурному интервалу в средних и тем более северных широтах, удовлетворяет весенне-летний сезон, длящийся примерно с середины апреля по середину октября. Следовательно, если свидетельство о поверке датировано днем, приходящимся на период между серединой октября и серединой апреля (допустим, на свидетельстве о поверке стоит дата 2 февраля, когда на улице стояли крещенские морозы), то эта поверка должна вызвать у Вас законные сомнения: а соответствовала ли в день поверки температура окружающей среды интервалу +20°С ± 10°С?

С целью получить ответ, необходимо зайти на сервер «Погода России» (http://meteo.infospace.ru/win/wcarch/html/r_sel_admin.sht?country=176) и выяснить, какова была в пункте выполнения поверки средняя дневная температура – именно дневная, поскольку региональный ЦСМ поверяет автоцистерны в светлое время суток.

Следовательно, если вдруг выяснится, что в день поверки температура не отвечала ограничению, накладываемому пунктом 7.1.1 ГОСТ Р 8.569-98, то поверки в действительности не было, а свидетельство сфабриковано. И если Вы обнаружите такой казус, то скажите об этом перевозчику прямо – чтобы впредь или не блефовал, или лучше соблюдал конспирацию.

Производители автоцистерн, как мы знаем, выпускают автоцистерны круглогодично. В том числе поздней осенью, зимой и ранней весной, когда температура окружающего воздуха ниже +10°С, то есть не отвечает требованию пункта 7.1.1 ГОСТ Р 8.569-98.

Конечно, мне могут возразить, что завод-изготовитель может производить поверку в закрытых помещениях. Спору нет, подобное не исключается.

Но как быть в этом случае с пунктом 8.7.4 ГОСТ Р 8.569-98, который при проверке работы воздухоотводящего устройства требует совершить автопробег по дороге с плохим покрытием в течение 5 минут? Да еще и совершить несколько резких торможений? Не шикарно ли даже для автозавода создать крытый полигон с искусственно поддерживаемой температурой не ниже +10°С? И не превратится ли этот полигон в газовую камеру, если по нему будут кататься одновременно 10 автоцистерн – а ведь мощности основных отечественных заводов-изготовителей автоцистерн именно таковы, что требуют постоянно, изо дня в день, поверять одновременно не менее 10 цистерн?

Поэтому вопрос о соблюдении температурного режима при поверке автоцистерн касается не только перевозчиков, эксплуатирующих автоцистерны, а в большей мере даже заводов-изготовителей.

Проблема третья – от незнания перевозчиков

Согласно изм.№ 1, введенным в ГОСТ Р 8.569-98 постановлением Госстандарта РФ от 10 октября 2000г. № 259-ст, из него исключен пункт 6.2, допускавший возможность поверки автоцистерн с помощью передвижной измерительно-градуировочной лаборатории (сокращенно ПИГЛ). Соответственно в настоящий момент законной является поверка только на стационарной площадке регионального ЦСМ, оборудованной всем необходимым для поверки.

Таким образом, если региональный ЦСМ находится в 200 км от автобазы Вашего перевозчика, а Вы внезапно выясняете, что в день выдачи свидетельства автоцистерна, как ни в чем ни бывало, перевозила нефтепродукты на Ваши АЗС, то Вы должны задать перевозчику вопрос: а где и каким же образом она была поверена?

И, если, далее, Вы услышите от перевозчика бесхитростный ответ, что, дескать, на автобазу приезжал собственной персоной многоуважаемый господин с немецкой фамилией ПИГЛ (да, такие ответы бывают), который, не выезжая из гаража, доблестно откалибровал цистерну геометрическим способом (да, такие ответы тоже бываю), тогда как, согласно ГОСТ Р 8.569-98, для автоцистерн существуют только объемный и массовый методы калибровки, то после такого честного ответа Вы можете быть абсолютно уверены: поверки в действительности не было, а свидетельство сфабриковано. Скажите об этом Вашему перевозчику – между Вами не должно быть никаких недоговоренностей и недомолвок.

Проблема четвертая – от наглости некоторых перевозчиков.

Обязательно сверьте дату поверки,  указанную на свидетельстве, с клеймом поверителя.

На этом клейме, имеющем круглую форму, в средней части три символа – первые два буквенные, третий цифровой. Цифра соответствует номеру года. Например, если в средней части клейма указано «АП5», то это означает, что поверка произведена в 2005г.

В верхней и нижней части клейма строки из двух символов. В одной из этих строк (чаще это нижняя строка, но бывает и верхняя), первый символ представлен арабской или римской цифрой (это могут быть 1, 2, 3, 4 или соответственно I, II, III, IV), второй – латинской буквой G. Цифра обозначает номер квартала поверки. Например, если в нижней части клейма проставлено «III G», то это означает, что поверка выполнена в третьем квартале.

Поэтому, если из клейма следует, что поверка выполнена в третьем квартале 2005г., а на свидетельстве стоит дата 21 сентября 2006г., то будьте бдительны. Никакой поверки не было, а перевозчик подчистил дату. На копии свидетельства, которые обычно оставляют перевозчики на нефтебазах, наливных пунктах и АЗС, такая подчистка не будет заметна вообще.

Проблема пятая – от незнания поверителей.

Обратите внимание на внешний вид свидетельства, после чего сравните его с внешним видом формы свидетельства, установленной обязательным приложением М к ГОСТ Р 8.569-98.

Отклонения недопустимы. А они, меж тем, случаются сплошь и рядом.

Например, поверитель забудет подчеркнуть слово «первичная» или «периодическая» на лицевой стороне свидетельства. Какое же тогда это свидетельство?

Или поверитель оформит некий сертификат – не соответствующий обязательной форме ГОСТ Р 8.569-98, и вдобавок без номера, без даты и без клейма. А перевозчик, как ни в чем ни бывало, представляет его Вам как свидетельство, подтверждающее объем атоцистерны. 

Словом, при анализе внешнего вида руководствуйтесь мудростью французской поговорки: форма – это ничто, но без нее ничего нет.

Помните, как говорил пижонистый цирюльник Голохвостый в исполнении О.Борисова в кинофильме «Двумя зайцами»? Не та форма – и вид уже не тот.

Нет формы – нет свидетельства. Так и говорите перевозчику.

Проблема шестая – от незнания заводов-изготовителей автоцистерн.

Обязательно поинтересуйтесь у Вашего перевозчика такой величиной в паспорте завода-изготовителя автоцистерны (не паспорт технического средства, а именно паспорт завода-изготовителя на емкость цистерны), как ее номинальная вместимость.

Дело в том, что, согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98, номинальная вместимость есть объем, установленный нормативными документами при проектировании автоцистерны данного типа, то есть для цистерн данного типа это есть величина постоянная. Однако в паспортах автоцистерн данного типа, оформляемых заводом-изготовителем, как правило, нередко фигурируют совершенно разные величины номинальной вместимости, которые, надо думать, определяются индивидуально для каждой автоцистерны, при ее контроле в ОТК завода, путем налива воды через счетчик (хорошо, если поверенный).

Иначе говоря, номинальный объем согласно ГОСТ Р 8.569-98, с одной стороны, и номинальный объем в паспорте завода-изготовителя, с другой, несмотря на их общее название – это две большие разницы, как сказали бы в Одессе. Выявить лукавство завода-изготовителя очень даже просто на основании формальных признаков.

Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 50913-96[2], номинальная вместимость автоцистерны, указываемая в технической документации, должна быть кратна 100 литрам или 0,1 м3, то есть ее величина или должна обязательно иметь один знак после запятой, если объем указан в кубических метрах, или же обязательно заканчиваться двумя нулями, если объем указан в литрах. Поэтому, если Вы вдруг обнаруживаете, что в паспорте завода-изготовителя номинальная вместимость автоцистерны в кубических метрах указана с двумя или даже тремя знаками после запятой, то так и знайте – этот паспорт не более чем филькина грамота, а указанная в ней номинальная вместимость только по названию является таковой. Подскажите это Вашему перевозчику – он тоже должен быть в курсе о фокусах завода-изготовителя.

Проблема седьмая – от незнания перевозчиков.

Обязательно поинтересуйтесь у перевозчика наличием паспорт завода-завода изготовителя автоцистерны. Дело в том, что поверка – независимо от того, периодическая это или первичная, – требует наличия данного паспорта. Это связано с тем, что в ходе поверки в обязательном порядке вычисляется относительная погрешность автоцистерны по отношению к ее номинальной вместимости (пункты 8.2.2, 8.3.5, 8.4.3 8.5.4 ГОСТ Р 8.569-98), и эта величина фиксируется в протоколе поверки в специальной графе. Иначе говоря, без паспорта завода-изготовителя автоцистерны поверка просто не может быть проведена.

Поэтому, если перевозчик простодушно говорит, что он  купил автоцистерну с рук, и на нее не было паспорта завода-изготовителя, то посоветуйте ему прочесть ГОСТ Р 8.569-98. Особенно изм.№ 1 к нему, которое утверждено постановлением Госстандарта РФ от 10 октября 2000г. № 259-ст. В нем черным по белому написано примечание к пункту 4.1.2 ГОСТ Р 8.569-98, где говорится, что при утрате паспорта завода-изготовителя номинальная вместимость определяется путем первичной поверки.

Проблема восьмая – от наивности поверителей.

Если, анализируя свидетельства на автоцистерны перевозчика, Вы вдруг обнаруживаете, что у него шесть одинаковых тягачей с полуприцепами (теперь в моде закупать партиями), при этом все полуприцепы имеют свидетельства на абсолютно одинаковый объем 20200 литров, то срочно вспомните Козьму Пруткова и его бессмертное: если на клетке со слоном написано «буйвол», то не верьте глазам своим.

Но поступите наоборот.

Не могут шесть автоцистерн отечественного производства иметь одинаковый объем 20200 литров. Это означало бы, что все они изготовлены (!) и поверены (!!) с точностью, не превышающей ±1 литр, то есть с погрешностью ±0,005%. Запомните, с такой точностью не изготавливаются даже детали космических аппаратов.

Проблема девятая – от наглости поверителей.

Согласно пункту 9.2 ГОСТ Р 8.569-98, на автоцистерну, благополучно прошедшую поверку, выдается свидетельство установленной формы.

Надо полагать, для того и установлена форма, чтобы региональные ЦСМ придерживались ее, а не выводили на прогулку свою фантазию.

И тем не менее встречаются образцы редкой наглости со стороны поверителей. Например, на оборотной стороне свидетельства, ниже строк, предназначенных для записи объема секций цистерны, может появиться текст примерно такого содержания: Автоцистерна предназначена для измерения объема нефтепродуктов с погрешностью, не превышающей значения, указанного в эксплуатационной документации на автоцистерну.

Данной изящной формулировкой поверитель фактически снимает с себя ответственность за возможные неточности в своей работе, перекладывая его на плечи заводов-изготовителей автоцистерн.

Но дело в том, что техническая документация автоцистерн, согласно ГОСТ Р 50913-96, не предполагает наличие показателей погрешности, то есть приведенный текст есть откровенная фальсификация ГОСТ Р 50913-96 и ГОСТ Р 8.569-98.

В действительности же ГОСТ Р 8.569-98 накладывает ответственность за точность поверки, то есть за погрешность измерений, на ПОВЕРИТЕЛЯ. ГОСТ Р 8.569-98 обязывает поверителя определить погрешность измерений и указать ее в протоколе поверки, на основе которой далее выдается свидетельство.

Поэтому, если Вам попадется на глаза свидетельство с подобным текстом, то знайте: поверитель вешает собственнику автоцистерны лапшу на уши, превращая поверку в фарс.

Проблема десятая – от избытка доверчивости Госстандарта РФ.

Согласно пункту 7.1.5 ГОСТ Р 8.569-98, вместимость автоцистерны должна быть определена – знаете, как? – с учетом вместимости ее отстойника.

Почувствуйте, что называется, глубокий смысл этого требования.

Но ладно бы только отстойника. В автоцистерне, как это все знают, есть еще и трубопроводы-аппендиксы, в которые продукт после налива попадает, но обратно через сливной кран не вытекает. Иначе говоря, в каждой автоцистерне, как и в резервуаре, есть своего рода «мертвая полость», в которой после слива автоцистерны остается продукт. Нетрудно догадаться, что вместимость автоцистерны согласно свидетельству ее поверки будет включать «мертвую полость» в полном объеме.

Но если в градуировочных таблицах резервуаров недвусмысленно, черным по белому, указывается, что участок «мертвой полости» НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ для коммерческих операций, то кто видел аналогичное предупреждение в свидетельствах о поверке автоцистерн?

Вот то-то же и оно. Нет его там.

Таким образом, если на нефтебазе автоцистерна наливается строго по ограничительную планку, после чего в товаротранспортной накладной указывается объем продукта на основании свидетельства о поверке, то объем в накладной окажется завышен на величину «мертвой полости» автоцистерны, продукт из которого в Ваш резервуар не попадет.

Хорошо, если «мертвая полость» равна хотя бы 20 литрам. Но кто даст гарантию, что она не составляет все 80 литров?

Конечно, может быть и так, что этот «мертвый остаток» постоянно циркулирует в автоцистерне и сливается из нее, допустим, только иногда, эпизодически, при техническом обслуживании или при пропарке автоцистерны после дизельного топлива (хотелось бы! ведь бывает и так, что утром автоцистерна везет дизельное топливо, а после обеда заливается бензином АИ-95). Более того, надо думать, именно из такого предположения – о постоянной циркуляции «мертвого остатка», – исходили разработчики ГОСТ Р 8.569-98, чистосердечно включая в объем автоцистерны еще и объем ее отстойника.

Ну, а если продукт из «мертвой полости» автоцистерны сливается чаще? Допустим, каждый вечер по возвращении на автобазу? Или, еще лучше, после каждого рейса?

Зимой, конечно, каждый день и, тем более, каждый рейс, хвататься за мерзлый металл отстойников, трубопроводов и насосов, чтобы слить «мертвый остаток», удовольствие не из больших. Но что мешает практиковаться в этом в теплые летние дни? 

Проверить, так ли это на самом деле, не так уж и трудно. Для этого достаточно заглянуть под днище автоцистерны и посмотреть на кран отстойника и иные возможные точки, которые возможно использовать для слива. Если вокруг крана и этих точек по днищу автоцистерны расходятся грязные пятна от следов нефтепродуктов, то, значит, продукт из «мертвой полости» автоцистерны регулярно изымается между пропарками и техобслуживаниями автоцистерны. Соответственно при наливе продукт столь же регулярно заполняет его вновь. Заполняет, кстати, за счет собственника перевозимого продукта, то есть ГОСТ Р 8.569-98 весьма щедр за Ваш счет.

Понятно, что включать емкость отстойника и труб-аппендиксов в объем цистерны – это самое настоящее безобразие, а потому ГОСТ Р 8.569-98 нуждается в серьезном изменении. Он должен предусматривать, что в свидетельстве о поверке автоцистерны указывается не только ее общий брутто-объем с учетом отстойника. В свидетельстве должны найти раздельное отражение два показателя объема: во-первых, чистый нетто-объем автоцистерны, доступный для слива продукта через сливной кран; во-вторых, объем отстойников и труб-аппендиксов, не доступных для слива через сливной кран. Как и положено: варенье отдельно, мухи отдельно.

Однако наивно ожидать, что ГОСТ Р 8.569-98 возьмут, да так просто изменят.

Поэтому лучше исходить из того, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

То есть Вам, как собственнику нефтепродуктов, перевозимых в автоцистернах, нужно самостоятельно позаботиться об их сохранности, причем уже на стадии формирования договорных отношений с перевозчиками. Каким образом?

Следует запросить от перевозчика данные об объеме продукта, который по техническим причинам не может быть слит из автоцистерны после ее слива и остается в ней как «мертвый остаток». Эти сведения должны быть получены в ходе первичной поверки (хотя бы одна такая обязательно есть в жизни автоцистерны), а следовательно, перевозчик должен быть в курсе об этом показателе. Реестр сведений об объеме «мертвого остатка» в каждой автоцистерне, принадлежащей перевозчику, стоит зафиксировать дополнительным соглашением на правах неотъемлемой части договора перевозок.

 

 

О причинах появления липовых свидетельств,

или карикатура на стандартизацию, изготовление и поверку автоцистерн

В жизни каждой автоцистерны всегда есть первичная поверка, производимая сразу после того, как автоцистерна выкатилась из заводских ворот. В ходе поверки устанавливается ее действительная вместимость и погрешность двух измерений объема, которая, согласно пункту 4.1.3 ГОСТ Р 8.569-98, не должна превысить ±0,1% номинальной вместимости автоцистерны, то есть не более 20 литров даже на самые большие 20-ти кубовые секции выпускаемых в настоящее время автоцистерн.

Но такой результат будет получен, если эта первичная поверка была выполнена добросовестно, и она действительно выявила небольшое расхождение с номинальным объемом.

А если же … никакой поверки не было?

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться: региональный ЦСМ не будет разбиваться в лепешку, производя шесть, а то и более, циклов налива-слива и измерений каждой автоцистерны, чтобы выявить мифическое расхождение двух измерений ±0,1% с номинальной вместимостью согласно пункту 4.1.2 ГОСТ Р 8.569-98. Еще чего не хватало – ведь может оказаться так, что действительный объем автоцистерны, установленный при поверке, являющейся самой первой в истории автоцистерны, не пройдет через этот критерий.

Об этом страшно даже подумать – ведь данная автоцистерна, только что выкатившаяся из заводских ворот и еще не успевшая перевезти ни одного литра продукта, должна быть немедленно забракована с выдачей соответствующего протокола поверки. Да завод-изготовитель никогда не простит региональному ЦСМ такой поверки.

Именно поэтому региональный ЦСМ, чтобы не создавать на свою голову проблем, безоговорочно выдаст свидетельство на любой действительный объем, установленный в ходе поверки, и выбьет на маркировочной табличке автоцистерны этот объем.

И вот тут-то возникает самое интересное.

Дело в том, что каждая автоцистерна, согласно ГОСТ Р 8.569-98, имеет две маркировочные таблички. На одной, согласно пункту 3.2, указан номинальный объем в соответствии с паспортом цистерны; на второй, установленной на горловине, согласно пункту 3.4, выбит действительный объем, найденный в ходе первичной или периодической поверки.

Говоря об этих маркировочных табличка, пункт 3.2 ссылается на ОСТ 37.001.269-96[3], а пункт 3.4, в свою очередь, на ГОСТ Р 50913-96.

На первый взгляд может показаться, что речь действительно идет о двух различных маркировочных таблицах.

Но дело в том, что пункт 5.4.1 ГОСТ 50913-96, на который ссылается пункт 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, говоря о маркировке автоцистерны, в свою очередь, ссылается на … ОСТ 37.001.269.  Другими словами, фактически оба пункта 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98 имеют в виду один и тот же нормативный документ ОСТ 37.001-269-96.

Но это еще не все. Пункт 5.4.1 ГОСТ 50913-96 добавляет существенное замечание: по поводу маркировки автоцистерны: дополнительно указывают испытательное давление и вместимость цистерны; для цистерн, состоящих из нескольких отсеков, указывают вместимость каждого отсека.

Объясняется это сочетание, начинающееся словом дополнительно, очень просто.

ОСТ 37.001.269 регламентирует общий порядок маркировки транспортных средств и ничего не говорит о маркировке автоцистерны как транспортной меры. Именно поэтому пункт 5.4.1 ГОСТ 50913-96 и вынужден добавить весьма существенную фразу, начинающуюся словом дополнительно.

Итак, обе маркировочные таблички, предусмотренные пунктами 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, подразумевают один и тот же нормативный документ, а именно – ОСТ 37.001.269. Учитывая также сказанное в пункте 5.4.1 ГОСТ 50913-96, мы можем прийти к выводу, что количество табличек должны определяться количеством секций.

Следовательно, если считать, что маркировочные таблички, предусмотренные пунктами 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, – это различные таблички, то каждая автоцистерна должна иметь число таких табличек, равное удвоенному числу секций автоцистерны:

-      две таблички, если это односекционная цистерна;

-      четыре таблички, если двухсекционная;

-      шесть табличек, если трехсекционная, и т.д.

В каждой паре табличек одна предназначена для указания номинальной вместимости автоцистерны или секции согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98, другая – для указания действительной вместимости согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 8.569-98.

Две маркировочный таблички на каждую секцию – не многовато ли? В конце концов, автоцистерна же не новогодняя елка, чтобы украшать ее маркировочными табличками.

И не запутаются ли поверитель и перевозчик в таком обилии маркировочных табличек?

Понятно поэтому, что автоцистерна, как транспортная мера в терминологии ГОСТ Р 5.569-98, а не просто транспортное средство, имеет не так уж много маркировочных табличек – ровно столько же, сколько и секций.

Собственно говоря, так оно и обстоит на самом деле.

ОСТ 37.001-269-96, а также дополняющий его ГОСТ Р 51980-2002[4] абсолютно ничего не говорят о маркировке автоцистерн – как в основной, так и в дополнительной маркировке. Следовательно, маркировочная табличка на горловине автоцистерны, предусмотренная пунктом 5.4.1 ГОСТ  50913-96, – это единственная табличка, имеющая отношение к вместимости автоцистерны и установлена на ней.

И коль так, то это означает наличие весьма пикантного аспекта во взаимоотношениях реальности, с одной стороны, и двух стандартов и одного ОСТ, с другой.

Сначала случай попроще – односекционная цистерна.

Пусть некая односекционная автоцистерна имеет номинальный объем, указанный в паспорте завода-изготовителя согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 50913-96 и пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-8, а также выбитый на маркировочной табличке при изготовлении автоцистерны согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98 (заметьте, это та самая маркировочная табличка, которая приклепана к горловине), то есть все как положено.

Пусть, далее, данная автоцистерна проходит первичную поверку, самую первую в ее жизни, с использованием объемного метода как наиболее точного.

В соответствии с пунктами 8.2.2 и 8.2.3 ГОСТ Р 8.569-98, в ходе поверки вычисляются две относительные погрешности: во-первых, по отношению к номинальной вместимости, указанной на маркировочной табличке; во-вторых, по отношению к действительной вместимости, которая указана на той же маркировочной табличке, то есть фактически к той же  самой … номинальной вместимости. Данные погрешности указываются в графах 6 и 7 протокола поверки В, оформляемого при поверке объемным методом (аналогичные графы есть в протоколах при других способах поверки).

На величину в графе 7 протокола В распространяется ограничение, накладываемое пунктом 4.1.4 ГОСТ Р 8.569-98.

Пункт 9.3 ГОСТ Р 8.569-98 предусматривает, что если относительная погрешность в графе 7 не превышает ±0,4%, то действительная вместимость на маркировочной табличке не изменяется, то есть она остается такой, как была изначально и как указана в паспорте цистерны.

Но если же значение в графе 7 превышает величину ±0,4%, то, согласно пункту 9.4 ГОСТ Р 8.569-98 цистерна бракуется, о чем делается запись в графе 8 протокола. После этого производится … первичная поверка цистерны. Да, я не оговорился: это будет уже повторная первичная поверка. Только на основе ее результатов на маркировочной табличке удаляется старое значение действительной вместимости (которая, как мы знаем, также равнялась номинальной вместимости), и выбивается новое значение. И уже после этого на автоцистерну выдается свидетельство.

Таким образом, автоцистерна, имеющая погрешность к номинальной вместимости более ±0,4%, что больше ограничения, накладываемого пунктом 9.4 ГОСТ Р 8.569-98, должна сразу же после изготовления пройти подряд как минимум две первичные поверки.

Но если на маркировочной табличке будет нанесена новая величина, которая, согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98, признается также в качестве номинальной вместимости, возникает неустранимая коллизия между паспортом завода-изготовителя и маркировочной табличкой:

-      какой номинальной вместимостью руководствоваться – той, что указана в паспорте? или все же той, что выбита на маркировочной табличке автоцистерны заново? Вопрос не праздный, потому как на двух стульях не сидят – штаны, говорят, могут лопнуть (кстати, некоторые производители автоцистерн понимают это, поэтому и стараются слепить паспорт индивидуально под каждую автоцистерну);

-      а если вновь полученная номинальная вместимость, выбитая на маркировочной табличке, не кратна 100 литрам или 0,1 м3, как того требует пункт 4.3 ГОСТ 50913-96?

К сожалению, ответов нет, ибо не в ладах с логикой стандарты ГОСТ Р 8.569-98 и ГОСТ 50913-96 в части номинальной вместимости автоцистерн.

Теперь случай посложнее – двухсекционная цистерна.

Прелесть ситуации в том, что паспорт завода-изготовителя выдается в целом на автоцистерну независимо от числа ее секций, и номинальный объем в паспорте указывается тоже в целом для автоцистерны, то есть одной величиной. Соответственно при изготовлении автоцистерны ее номинальная вместимость должна быть указан на маркировочной табличке.

Вопрос на засыпку: на какой табличке? Ведь, согласно пункту 5.4.1 ГОСТ 50913-96, их должно быть не менее двух – соответственно по числу секций?

Примечание к пункту 4.1.2 ГОСТ Р 8.569-98, введенное изм.№ 1 (постановление Госстандарта РФ от 10 октября 2000г. № 259-ст), правда, подсказывает, что при отсутствии данных по номинальной вместимости секции за ее номинальную вместимость принимают действительную вместимость секции, установленную при первичной поверке.

Но – не оказывает ли этой подсказкой ГОСТ Р 8.569-98 знатную медвежью услугу региональным ЦСМ:

-      ведь если за номинальную вместимость секции принять ее же собственную действительную вместимость, найденную при первичной поверке, пусть даже еще на территории завода-изготовителя, то где гарантия, что вместимости отдельных секций будут кратны 100 литрам или 0,1 м3, как того требует пункт 4.3 ГОСТ 50913-96?

-      и где гарантия, что сумма этих двух номинальных вместимостей окажется равной номинальной вместимости согласно паспорту завода-изготовителя?

-      и как составить протокол первичной поверки по форме приложения В при самой первой в жизни автоцистерны первичной поверке, если данных для заполнения графы 6 протокола нет (вычисление графы 6 предполагает, что  величина номинальной вместимости секции известна заранее)?

-      и если протокол не может быть составлен, то как же тогда выдать свидетельство?

И опять нет ответов, потому как, увы, не в ладах с логикой ГОСТ Р 8.569-98 и ГОСТ 50913-96 в части номинальной вместимости цистерны и составляющих ее секций.

Каким же тогда образом региональный ЦСМ при первичной поверке только что изготовленной автоцистерны выходит из ситуации – как при поверке односекционной цистерны, и тем более двухсекционной? Какое решение находит?

Да очень простое. Не то чтобы соломоново, конечно, но да что делать – не могут поверители позволить себе спорить с заводами-изготовителями автоцистерн.

При изготовлении цистерны ничего не остается, кроме как, в нарушение двух ГОСТ и одного ОСТ, не указывать номинальную вместимость на маркировочной табличке цистерны. Другими словами, вплоть до первичной поверки она остается абсолютно нетронутой.

На маркировочной табличке (или на табличках, если цистерна многосекционная) сразу выбивается действительная вместимость, установленная в ходе первичной поверки, выполненной поверителями завода-изготовителя.

Понятно, что это не имеет ничего общего с требованиями стандартов, регламентирующих изготовление и маркировку автоцистерн.

Также очевидно, что при таком отношении к стандартизации, проектированию и изготовлению автоцистерн, их первичная поверка, выполняемая после выпуска из заводского цеха еще на территории завода-изготовителя, превращается в банальный театр, которым богата наша отечественная практика метрологии.

Но на этом театр не заканчивается – он триумфально продолжается.

С той лишь разницей, что в региональных ЦСМ он трансформируется в чистой воды балаган, о наиболее броских «спецэффектах» которого рассказывалось в первой части статьи.

После того, как автоцистерна получает путевку в жизнь, для нее наступает время периодических поверок, выполняемых силами региональных ЦСМ, по меньшей мере, один раз в каждые два года (до 2000г. ежегодно).

В ходе всех этих периодических поверок для автоцистерны заново определяется ее действительная вместимость и соответственно ее новая относительная погрешность.

Согласно пункту 9.3 ГОСТ Р 8.569-98, если относительная погрешность для вновь найденной при периодической поверке действительной вместимости не превышает предельных ±0,4%, то в качестве новой действительной вместимости в свидетельстве оставляется ее прежняя величина.

В противном случае должна быть проведена дополнительная серия измерений с целью вписаться в разрешенные ±0,4%. Вписались – отлично; значит, новое свидетельство будет содержать значение вместимости из предыдущего свидетельства.

Не вписались – все,  финиш. Согласно пункту 9.4 ГОСТ Р 8.569-98, цистерна бракуется с соответствующей записью в протоколе поверки. После этого для нее нужно организовать отдельную первичную поверку, выбить новое значение действительной вместимости на маркировочной табличке и оформить соответствующее свидетельство.

Понятно, что это слишком дорогая цена, которая совершенно не устраивает перевозчика, и также понятно, что региональный ЦСМ никогда не пойдет на то, чтобы забраковать автоцистерну.

Гораздо проще переписать свидетельство (или даже 38 свидетельств за один день).

Из этого следует, что действительная вместимость автоцистерны, непонятно каким образом появившаяся на маркировочной табличке цистерны при первичной поверке, выполненной когда-то давным-давно в самый первый раз после изготовления автоцистерны (темно и скромно происхождение нашего героя), так и будет кочевать из свидетельства в свидетельство.

Будут изменяться даты и номера свидетельств, будут меняться региональные ЦСМ и фамилии поверителей, будет меняться внешний вид свидетельства, будет меняться номер государственной регистрации автоцистерны, но объем, указанный в свидетельстве, будет оставаться неизменным, на протяжении всего срока эксплуатации автоцистерны, вплоть до того самого дня, когда ее спишут в металлолом.

В итоге на сегодняшний день действительная вместимость российских автоцистерн в их свидетельствах безусловно равна номинальной, указанной в паспорте завода, или, если паспорт утрачен, действительной вместимости, установленной в ходе первичной поверке.

 

Отступление, почти лирическое.

Я ни в коем случае не стану говорить, что эта круговая порука перевозчиков и региональных ЦСМ есть результат массового сговора. Мирового заговора тут нет, поэтому конспирологам здесь делать нечего.

В действительности же региональные ЦСМ и перевозчика являются заложниками качества (точнее, анти-качества) отечественных автоцистерн, которое не укладывается в строгие рамки пунктов 3.2, 3.4 и 4.1.2-4.1.4 ГОСТ Р 8.569-98. Это вынуждает региональные ЦСМ годами заниматься рисованием липовых свидетельств о поверке, подлаживаясь под паспорт завода-изготовителя с хитрой величиной якобы «номинальной» вместимости.

Результат этого театра под названием «поверка», пусть даже и вынужденного, налицо. Операторы АЗС постоянно жалуются на недостачи при приеме автоцистерн. Однако те же операторы почему-то «забывают» сказать о том, что некоторые автоцистерны перевозчика столь же постоянно привозят на АЗС излишки (почти как в кино: «тут помню, а тут не помню»). На моей памяти случай, когда были выявлены две автоцистерны, в одну из которых помещалось на 190 литров продукта больше, чем по свидетельству, а во вторую так и все 300 литров. Эти бензовозы годами возили нефтепродукты на АЗС, но ни разу на этих АЗС в журналах учета поступивших нефтепродуктов не было показаны излишки.

 

 

 

Ваши действия

Итак, возможные узкие места, которые могут привести к полной профанации поверки автоцистерн, мы определили и даже примерно описали, какие действия следует предпринять в том или ином случае. Теперь поговорим о Ваших возможных шагах более подробно.

Чтобы узнать, имеются ли у перевозчика сфабрикованные свидетельства о поверке (а вдруг?), а также каковы характеристики автоцистерн, попросите его представить сведения.

-      копии паспортов заводов-изготовителей на каждую автоцистерну;

-      копии свидетельств о последней поверке каждой автоцистерны (если попросите еще и копии свидетельств о предыдущих поверках, то ничего лишнего в этом не будет);

-      данные о размерах горловины;

-      данные об объеме отстойника и несливаемом объеме трубопроводов каждой автоцистерны (он не должен превышать 0,1% номинальной вместимости автоцистерны; эта величина определяется при первичной поверке автоцистерн);

-      данные о наличии донных клапанов, особенно в многосекционных цистернах, через которые продукт, пусть даже теоретически, может попасть в другие секции.

Попросите также, чтобы представляемые сведения были оформлены описью примерно следующей формы, за подписью руководителя организации:

Номер государственной регистрации автоцистерны (прицепа, полуприцепа)

Заводской номер автоцистерны (прицепа, полуприцепа) согласно паспорту завода-изготовителя

Номер свидетельства о поверке, выданный региональным ЦСМ

Объем несливаемых трубопроводов и отстойников автоцистерны («мертвая полость»)

 

 

 

 

 

 

 

 

По получении сведений расширьте эту таблицу и по каждой автоцистерне добавьте:

-      во-первых, дату последней поверки,

-      во-вторых, вместимость автоцистерны согласно паспорту завода-изготовителя. Хотя в паспорте эта величина фигурирует как номинальная вместимость, на самом деле это может быть чистой воды лукавством;

-      в-третьих, объем автоцистерны согласно свидетельству регионального ЦСМ (в терминологии ГОСТ Р 8.569-98 это действительный объем),

-      в-четвертых, разность между номинальной и действительной вместимостью.

Теперь у Вас на руках исчерпывающая информация по автоцистернам перевозчика, которая позволит провести проверку по перечисленным выше проблемным моментам.

И если при анализе полученных сведений выяснится, что паспорта завода-изготовителя и свидетельства о поверке автоцистерн по одному или многим признакам подозрительны, то есть вынуждают Вас усомниться, не сфабрикованы ли они, то дополнительно запросите от перевозчика копию протокола поверки каждой автоцистерны, составляемой по одной из форм приложений ГОСТ Р 8.569-98 (В, Е, Ж или Л). В зависимости от способа определения объема автоцистерны, одно из этих приложений в обязательном порядке должно быть заполнено работником ЦСМ при поверке автоцистерны, то есть перевозчик при желании всегда может получить копию протокола вместе со свидетельством.

Но запросите копии протоколов не просто так. Обязательно укажите, чтобы они были представлены Вам за один день – или факсом, или отсканированными файлами по электронной почте. Один день – этого за глаза хватит для того, чтобы отксерокопировать или отсканировать протокола, если они существуют. Но одного дня явно недостаточно, если этих протоколов в природе нет, и соответственно их нужно в срочном порядке нарисовать. Словом, дайте понять перевозчику, что дорого яичко к христову дню.

Поэтому, если копии протоколов в назначенный Вами срок не появятся, а перевозчик начнет выдумывать причины (у желания, как известно, есть тысяча возможностей, а у нежелания – тысяча причин), вплоть до громогласных заявлений, что он-де не обязан предоставлять Вам копии протоколов, то можете быть абсолютно уверены – дело нечисто.

В этом случае немедленно оформляйте протест перевозчику и региональному ЦСМ, что свидетельства о поверке сфальсифицированы и поставьте вопрос денежной компенсации за причиненный Вам ущерб, пообещав, что в случае отказа Вы обратитесь в арбитраж.

Далее, после того, как Вы вынесете «вотум недоверия» региональному ЦСМ и автоперевозчику за их вероломство, потребуйте в обязательном порядке произвести первичную поверку каждой автоцистерны перевозчика на стационарной площадке ЦСМ, при непосредственном участии Вашего метролога, который будет контролировать соблюдение условий ГОСТ Р 8.569-98. Мотивируйте Ваше требование тем, что Вы не можете доверять свои продукты автоцистернам с липовыми документами.

Для такого демарша будет достаточно, если среди 100 автоцистерн перевозчика отыщется хотя бы одна левая. Впрочем, куда более вероятно, среди этих 100 автоцистерн отыщется только одна правая – все остальные будут левыми.

В первую очередь, на период поверок, которые потребуют изрядно времени, Вы объявляете все свидетельства о поверке автоцистерн недействительными, и соответственно требуете от перевозчика заключения дополнительного соглашения к договору, согласно которому все недостачи, выявляемые по замерам в Ваших резервуарах, подлежат полной и безоговорочной компенсации как нанесенный Вам ущерб.

Параллельно с этим необходимо подготовить новый договор перевозок. В нем должно быть указано, что, в соответствии с пунктами 6.9-6.10 Инструкции от 15 августа 1985г.[5] и пунктом 13.7 Правил технической эксплуатации АЗС[6], результат приемки автоцистерны определяется по замерам в резервуаре, куда слит продукт.

При этом сверхнормативной недостачей, подлежащей возмещению перевозчиком, как мы уже сказали, считается недостача, превышающая минимальную из двух величин:

-      или предельную относительную погрешность резервуара, установленную пунктом 5.1.2 ГОСТ 8.346-2000 и равную ±0,25% (она указывается на титульном листе градуировочной таблицы каждого резервуара);

-      или относительную погрешность данной конкретной автоцистерны (секции). Заметьте, не предельную погрешность автоцистерны, которая, как мы знаем из пункта 4.1.4 ГОСТ Р 8.569-98, составляет ±0,4%, а индивидуальную относительную погрешность каждой автоцистерны или каждой секции, которая будет указана в протоколе первичной поверки. Ведь она может оказаться и меньше ±0,25%.

Кроме того, в договоре перевозок необходимо также предусмотреть пункт, который гласит, что продукт, остающийся в «мертвом остатке» после слива автоцистерны, переходит в собственность перевозчика, то есть он должен Вам за него заплатить по розничной цене. И уж пусть сам перевозчик решает, каким образом ему добиться, чтобы этот продукт доставался именно ему как покупателю, а не его водителям.

Новый договор должен быть подготовлен и передан на подписание перевозчику еще до завершения процесса массовой первичной поверки его автоцистерн в региональном ЦСМ.

Приемка по замерам в резервуаре, вкупе с условием, что продукт в объеме «мертвой полости» автоцистерны будет считаться продуктом, после слива автоцистерны переходящим в собственность перевозчика, окажется эффективным средством контроля за сохранностью нефтепродуктов при автоперевозках.

В завершение авансом отвечаю на потенциально возможный каверзный вопрос.

Меня, конечно, могут, спросить: а не приведет ли приемка по замерам в резервуарах к другой крайности – к полной тирании со стороны операторов АЗС, которые будут целенаправленно рисовать недостачи при приеме автоцистерн?

Конечно, перегибы теоретически могут иметь место и со стороны операторов АЗС.

Но так ведь это уже Ваша задача, как их контролировать.

Например, посредством измерительного комплекса «Струна», от вмешательства в работу которой операторы «отлучены». Кроме того, уже от Вас потребуется максимально точная градуировка Ваших резервуаров, что тоже не мелочь.

Впрочем, это уже другая тема.

 

 

 

 



[1] Данный материал частично размещен в журнале «Современная АЗС». Здесь он изложен более подробно.

[2] ГОСТ Р 50913-96. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов.

[3] ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка.

[4] ГОСТ Р 51980-2002. Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования

Заинтересованным лицам могу отослать по электронной почте упоминавшиеся здесь ГОСТ и ОСТ. Некоторые из них (ОСТ 37.00..269, например) представляют почти что библиографическую редкость.

 

[5] Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденная постановлением государственного комитета СССР по обеспечению нефтепродуктами от 15 августа 1985г. № 06/21-8-446.

[6] Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01). Утверждены приказом Минэнерго РФ от 01 августа 2001г. № 229 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003г. № 226).

Hosted by uCoz