Игнатов Александр

 

Сколько  маркировочных  табличек  должна  иметь  автоцистерна 

 

«Каждой твари по паре»

Каждая автоцистерна, согласно пунктам 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, имеет две маркировочные таблички. На одной, согласно пункту 3.2, указан номинальный объем в соответствии с паспортом цистерны от завода-изготовителя. На второй, установленной на горловине автоцистерны, согласно пункту 3.4, выбит действительный объем, найденный в ходе первичной или периодической поверки.

Правда, если по поводу маркировочной таблички, упоминаемой в пункте 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, еще есть какая-то ясность – она должна быть прикреплена на горловине, то по поводу другой таблички, упоминаемой в пункте 3.2, ясности гораздо меньше, ибо о месте ее размещения ГОСТ Р 8.569-98 скромно умалчивает. Ничего не остается, как допустить, что она также должна находиться на горловине, потому как это самое логичное.

Упоминая о табличках, пункт 3.2 ГОСТ Р 8.569-98 ссылается на ОСТ 37.001.269-96[1], а пункт 3.4, в свою очередь, на ГОСТ Р 50913-96[2]. А что говорят эти документы?

Пункт 5.4.1 ГОСТ 50913-96, встречающийся в пункте 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, ссылается … тоже на ОСТ 37.001.269.  Но это значит, что фактически оба пункта 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98 в конечном счете имеют в виду один и тот же нормативный документ ОСТ 37.001-269-96. При этом пункт 5.4.1 ГОСТ 50913-96 добавляет существенное замечание: по поводу маркировки автоцистерны: дополнительно указывают испытательное давление и вместимость цистерны; для цистерн, состоящих из нескольких отсеков, указывают вместимость каждого отсека. Объясняется это сочетание очень просто.

ОСТ 37.001.269, к которому, как к Риму, ведут все дороги, регламентирует общий порядок маркировки транспортных средств. Поэтому он ровным счетом ничего не говорит о таком частном случае, как маркировка автоцистерны, ограничиваясь в пункте 3.3 отговоркой, что дополнительная маркировка транспортного средства является рекомендуемой и осуществляется их производителями или специализированными предприятиями. Понятно, что в этой фразе обо всем сразу, и ничего конкретного.

Итак, выяснилось, что обе маркировочные таблички, предусмотренные пунктами 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, кивают головой в сторону ОСТ 37.001.269. Но последний в пункте 3.3 парирует, что дополнительная специализированная маркировка, дескать, ваше узкоотраслевое дело, и меня не касается. Вот такой вот интересный диалог между нормативными документами.

Но как бы там ни было, принимая во внимание пункты 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, а также учитывая сказанное в пункте 5.4.1 ГОСТ 50913-96, мы можем прийти к выводу, что на каждой секции автоцистерны должно быть не менее двух маркировочных табличек, а общее их количество на автоцистерне, как транспортной мере, должно быть кратно количеству секций. Налицо почти что пасторальный библейский сюжет:

-        две таблички, если это односекционная цистерна;

-        четыре таблички, если двухсекционная;

-        шесть, если трехсекционная и т.д.

В каждой паре табличек одна предназначена для указания номинальной вместимости автоцистерны или секции согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98, другая – для указания действительной вместимости согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 8.569-98.

Две маркировочный таблички на каждую секцию – не многовато ли? В конце концов, автоцистерна же не новогодняя елка, чтобы украшать ее этими табличками.

И не запутаются ли госповеритель и автоперевозчик в их изобилии?

 

Левая рука не ведает, что творит правая

Таким образом, из изложенного выше следует, что на каждой секции автоцистерны должно быть не менее двух маркировочных табличек.

Однако каждый, кто хотя бы раз поднимался на автоцистерну, припомнит, что маркировочных табличек вовсе не так уж и много – по одной на каждой горловине.

Фактически это означает, что маркировочная табличка на горловине автоцистерны, предусмотренная пунктом 5.4.1 ГОСТ  50913-96, оказывается единственной, имеющей прямое отношение к вместимости автоцистерны и установленной на ней. Это следует и из того, что ни ОСТ 37.001-269-96, ни ГОСТ Р 51980-2002[3] (то ли дополняющий, то ли заменяющий указанный ОСТ), ничего не говорят о специфической дополнительной маркировке автоцистерн.

И коль так, то налицо пикантный аспект во взаимоотношениях суровой метрологической действительности, с одной стороны, и четырех стандартов (трех ГОСТ и одного ОСТ), с другой.

Сначала случай полегче – односекционная цистерна.

Пусть некая, только что изготовленная односекционная автоцистерна имеет номинальный объем, указанный в паспорте завода-изготовителя согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 50913-96 и пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-8. Данный номинальный объем выбит на маркировочной табличке непосредственно при изготовлении автоцистерны согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98 (хотя нигде и не сказано, но из совокупности четырех стандартов следует, что эта табличка должна быть приклепана к горловине), то есть все как положено. На этой же самой горловине приклепана, согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, и другая маркировочная табличка, но она пока абсолютно пуста и предназначена для указания действительной вместимости, которая будет установлена в ходе первичной поверки.

Пусть данная автоцистерна проходит первичную поверку силами поверителей завода, самую первую в ее жизни, с использованием объемного метода как наиболее точного.

В соответствии с пунктами 8.2.2 и 8.2.3 ГОСТ Р 8.569-98, в ходе поверки вычисляются две относительные погрешности: во-первых, по отношению к номинальной вместимости, указанной на первой маркировочной табличке; во-вторых, по отношению к действительной вместимости, которая указана на другой маркировочной табличке, которая пока пустая.

Но поскольку эта другая табличка пока пуста, то вычисление относительной погрешности в соответствии с пунктом 8.2.3 ГОСТ Р 8.569-98 означало бы деление на нуль. Становится понятно, что оба значения относительной погрешности могут быть вычислены разве что по отношению к номинальной вместимости,  выбитой на первой из маркировочных табличек. Это, конечно, не совсем то же самое, что и соблюдение ГОСТ, но – что поделать, сделаем вид, что ничего не заметили.

Обе полученные погрешности, которые, как уже стало ясно, будут равны, указываются в графах 6 и 7 протокола поверки В, оформляемого при поверке объемным методом (аналогичные графы есть в протоколах при других способах поверки).

Что касается графы 6 протокола, то вопросов к ней, скорее всего, и не будет, ибо для нее пунктом 4.1.2 ГОСТ Р 8.569-98 установлены просто роскошные допустимые размеры. Уже в первой редакции стандарта они были не маленькие, но после изменений, внесенных постановлением Госстандарта РФ от 10 октября 2000г. № 259-ст, и вовсе стали необъятными.

Зато на графу 7 протокола распространяется строгое ограничение, накладываемое пунктом 8.2.3 ГОСТ Р 8.569-98 и отсылающее через пункт 4.1.4 к пунктам 9.3 и 9.4.

Пункт 9.3 ГОСТ Р 8.569-98 предусматривает, что если относительная погрешность в графе 7 не превышает ±0,4%, то действительная вместимость на пустой маркировочной табличке … не изменяется. То есть, по идее, табличка должна остаться пустой, как и была. Или же, в крайнем случае, на ней должно быть выбито значение номинальной вместимости с первой из маркировочных табличек. И уже после этого на автоцистерну выдается свидетельство. Но в этом случае объем в свидетельстве должен быть кратным 100 литрам или 0,1 м3, как того требует пункт 4.3 ГОСТ 50913-96. Иначе говоря, он должен заканчиваться или двумя нулями, если объем указан в литрах, или одной цифрой после запятой, если объем указан в кубических метрах. Вопрос: кто-либо видел односекционные цистерны, объем которых по свидетельству в точности кратен 100 литрам? Я, например, нет, хотя свидетельств посмотрел немало.

Но если же значение в графе 7 превышает величину ±0,4%, то, согласно пункту 9.4 ГОСТ Р 8.569-98 цистерна бракуется, о чем делается запись в графе 8 протокола. После этого производится … первичная поверка цистерны. Да, я не оговорился: это будет уже повторная первичная поверка. Но так ведь и повторная первичная поверка опять же закончится тем, что и первая, то есть в графе 7 протокола снова появится величина более ±0,4%. А это значит,  что, согласно пункту 9.4 ГОСТ Р 8.569-98, цистерна опять бракуется, то есть опять необходимо снова провести первичную поверку! И так без конца.

Да, это очень напоминает сказку про белого бычка, но факт: автоцистерна, действительная вместимость которой отличается от номинальной более чем на ±0,4%, никогда не выедет из заводских ворот.

Конечно, теоретически возможно перебить показатель объема на той злополучной маркировочной табличке, на которой указана номинальная вместимость. Косвенно такое разрешение дается в примечании к пункту 4.1.2 ГОСТ Р 8.569-98, внесенного постановлением Госстандарта РФ от 10 октября 2000г. № 259-ст и разрешающего в качестве номинальной брать действительную вместимость, установленную в ходе первичной поверки.

Но если на маркировочной табличке, предназначенной для номинальной вместимости, будет нанесена новая величина, которая, согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98, автоматически признается в качестве номинальной вместимости, возникает неустранимая коллизия между паспортом завода-изготовителя и обновленной маркировочной табличкой:

-        какой номинальной вместимостью должны будут руководствоваться поверители в ходе всех последующих периодических поверок? той, что указана в паспорте? или все же той, что была заново выбита на маркировочной табличке автоцистерны? Вопрос не праздный, потому как на двух стульях не сидят – штаны, говорят, могут ведь лопнуть;

-        а если вновь полученная номинальная вместимость, выбитая на маркировочной табличке, не будет кратна 100 литрам или 0,1 м3, как того требует пункт 4.3 ГОСТ 50913-96?

Теперь случай сложнее – двухсекционная автоцистерна, тоже только что выкатившаяся из заводских ворот и сразу же попавшая в руки поверителей – или завода, или местного ЦСМ.

Прелесть этой ситуации в том, что паспорт завода-изготовителя выдается в целом на автоцистерну независимо от числа ее секций, и соответственно номинальный объем в паспорте указывается тоже в целом для автоцистерны, то есть одной величиной. Следовательно, при изготовлении автоцистерны ее номинальная вместимость должна быть сразу же выбита на маркировочной табличке.

Вопрос: а на какой? Ведь, согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 8.569-98 и пункту 5.4.1 ГОСТ 50913-96, их должно быть не менее двух – соответственно по числу секций?

Правда, примечание к пункту 4.1.2 ГОСТ Р 8.569-98, введенное постановлением Госстандарта РФ от 10 октября 2000г. № 259-ст, подсказывает, что при отсутствии данных о номинальной вместимости секции за ее величину принимают действительную вместимость секции, установленную при первичной поверке.

Но опять вопрос: а не оказывает ли этой подсказкой ГОСТ Р 8.569-98 знатную медвежью услугу поверителям завода или регионального ЦСМ:

-        ведь если за номинальную вместимость секции принять ее же собственную действительную вместимость, найденную при первичной поверке, пусть даже еще на территории завода-изготовителя, то где гарантия, что эти доморощенные номинальные вместимости отдельных секций будут кратны 100 литрам или 0,1 м3, как того требует пункт 4.3 ГОСТ 50913-96?

-        и где гарантия, что сумма этих двух номинальных вместимостей окажется равной номинальной вместимости всей цистерны, указанной в паспорте завода-изготовителя?

-        и как составить протокол первичной поверки по форме приложения В при самой первой в жизни автоцистерны первичной поверке, если данных для заполнения графы 6 протокола нет (вычисление графы 6 предполагает, что  величина номинальной вместимости каждой из секций известна заранее)?

-        и если протокол не может быть составлен, то как же тогда выдать свидетельство?

Увы, как и в случае с односекционной цистерной, остается только развести руками. Как говорит Иа, я так и знал – с этой стороны ничуть не лучше.

Словом, ответов на поставленные вопросы нет, ибо не в ладах с логикой ГОСТ Р 8.569-98 и ГОСТ 50913-96 в части номинальной вместимости цистерны и составляющих ее секций.

Каким же тогда образом региональный ЦСМ при первичной поверке только что изготовленной автоцистерны выходит из ситуации – как при поверке односекционной цистерны, так и тем более двухсекционной? Какое решение находит?

Да очень простое. На соломоново оно, конечно, не претендует, но не могут поверители позволить себе удовольствие дерзить заводам-изготовителям автоцистерн.

При изготовлении и первичной поверке цистерны ничего не остается, кроме как дважды бесцеремонно вытереть ноги об четыре стандарта – три ГОСТ и один ОСТ.

Во-первых. приклепать к каждой горловине автоцистерны не по две, а всего лишь по одной маркировочной табличке. Некоторые чистосердечные производители автоцистерн так и указывают в спецификации автоцистерны: «на горловине 1 (одна) маркировочная табличка для действительной вместимости».

Во-вторых, на этой «эксклюзивной» маркировочной табличке вообще ничего не выбивать, то есть до завершения первичной поверки оставить ее абсолютно пустой (правда, в жизни бывает и так, когда она остается пустой всю сознательную жизнь автоцистерны, в том числе и после многочисленных периодических поверок, через которые она проходит).

Поэтому на этой, одной-единственной и уникальной, маркировочной табличке, если цистерна односекционная (или на каждой такой табличке, закрепленной на горловине, если цистерна многосекционная) сразу выбивается действительная вместимость, установленная при первичной поверке, выполненной поверителями завода-изготовителя или регионального ЦСМ.

Понятно, что это не имеет ничего общего с требованиями четырех стандартов, регламентирующих изготовление и маркировку автоцистерн.

Также очевидно, что при таком понимании стандартизации, проектирования и изготовления автоцистерн, их первичная поверка, выполняемая после выпуска из заводского цеха еще на территории завода-изготовителя, превращается в театр, который будет триумфально продолжаться всю последующую жизнь автоцистерны.

С той лишь разницей, что в периодических поверках региональных ЦСМ это уже напоминает балаган, о наиболее ярких «спецэффектах» которого рассказывалось год назад[4].

 

«Естественный отбор» в мире автоцистерн

Чем чревата недостоверная калибровка автоцистерн?

Калибровка автоцистерн – это их поверка, а последняя, как известно, прерогатива государственных учреждений метрологии и стандартизации. Очевидно поэтому, что в первую очередь недостоверная калибровка – это удар по имиджу государства, ибо недобросовестность служащих государственного учреждения сразу же ассоциируется с именем самого государства. Понятно, конечно, что государству ни жарко, ни холодно от того, что думают о нем подданные, но так ведь самим подданным не дает покоя мысль, что государство-то, оказывается, не склонно с ними считаться. Поэтому ущерб государства от неточной калибровки автоцистерн, конечно, сугубо виртуальный, но тем не менее имеющий место быть.

Несколько больше, чем государство, страдают от неточной калибровки автоцистерн нефтебазы. Но у них есть ряд рычагов нейтрализации этого негативного фактора.

Если нефтебаза не пожалела средств на установку АСН с современным измерительным комплексом, да вдобавок еще и получила свидетельство о поверке средств измерений данной АСН, то в таком случае она будет оформлять накладные на отпуск по данным АСН. В этом случае никакие свидетельства о поверке – как правильные, так и неправильные, – такой «продвинутой» нефтебазе не указ.

Но это только теоретически. В жизни все иначе. Даже нефтебазы с современной АСН стараются максимально отдалить наступление того момента, когда оформление накладных будет производиться в строгом соответствии с показаниями средств измерений АСН. Этот момент обыкновенно наступает тогда, когда программное обеспечение АСН достигнет такого уровня совершенства, что и на новой АСН можно будет работать по старинке. Как именно – следующий абзац.

Когда нефтебаза наливает по старинке, то есть оформляет накладные на основе свидетельств о поверке автоцистерн, то наблюдательные операторы (а других и не бывает) быстро вычисляют автоцистерны, которые берут больше, чем положено по свидетельству. После чего нефтебаза постарается избавиться от таких нежелательных автоцистерн, или же потребует для них дополнительного освидетельствования, уже в соответствии со своими же рекомендациями.

Но вот если автоцистерна берет меньше, чем указано в свидетельстве, то к таким подход со стороны нефтебазы уже совсем другой. Такие автоцистерны – золотой запас нефтебазы, их носят на руках. Никакая нефтебаза, даже под страхом небесных кар, не «выдаст» цистерны, которые оставляют в ее резервуарах некоторое количество продукта, хотя этот продукт по накладной якобы покинул нефтебазу. Пусть для отдельно взятой автоцистерны эти количества малы, но, как известно, с миру по нитке – монополиям рубашка. Поэтому с большой (очень большой!) долей уверенности можно утверждать, что если нефтебаза не предъявляет претензий к автоцистернам, то их вместимость заведомо меньше, чем указано в свидетельствах о поверке.

Правда, бывает и так, что некоторые автоцистерны берут все же больше, чем указано в свидетельстве о поверке. Но таких «любимчиков» мало, и погоды они не делают.

Поэтому, как всегда, самая незавидная участь достается последнему в списке тех, кто имеет дело с автоцистернами,  то есть автозаправочным станциям.

Мы уже выяснили, что «естественный отбор» автоцистерн, протекающий почти что по Дарвину, приводит к тому, что в «живых» из них остаются лишь те, которые выгодно наливать нефтебазам. В результате АЗС становятся двойными заложниками неточной калибровки автоцистерн: во-первых, государственные поверители оформляют свидетельства на больший объем, чем вмещается в автоцистерну, во-вторых, нефтебазы создают режим наибольшего благоприятствования именно этим автоцистернам. Результатом этого становится вечная драма при приеме автоцистерны на АЗС: пломбы и уровень продукта горловине автоцистерны до слива в полном порядке, а в резервуаре после слива не хватает 50-100 литров.

 

Закон суров, но это закон

В отношении государственных стандартов мудрость древних нашла воплощение в формуле «Несоблюдение стандарта преследуется по закону».

Так было раньше, когда деревья были выше, а страна шире. Тогда эта заповедь украшала титульный лист каждого ГОСТ.

Но наступили новые времена, и напоминание о законе, который суров, с титульных листов государственных стандартов исчезло. Видимо, решили, что такая строгость слишком тоталитарна, недемократична и уж, конечно, совершенно несовместима с высоким статусом свободной рыночной экономики. Словом, вовремя подсуетились, вспомнив незабвенного Фамусова с его «Ах, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!».

Поэтому осталась лишь скромная статья 19.19 Кодекса об административных правонарушениях. И вот, оглядываясь на данную норму, кокетливо грозящую пальчиком потенциальным и реальным нарушителям стандартов, уместно задаться вопросом.

Может ли быть автоцистерна объявлена персоной «нон грата» уже на том основании, что вместо двух положенных маркировочных табличек – одна с указанием номинальной, а другая действительной вместимости, как того требуют соответственно пункты 3.2 и 3.4 ГОСТ Р 8.569-98, – на горловине секции у нее красуется только одна с указанием неизвестно чего?

Вопрос, конечно, риторический. Но все же лучше, чтобы его не было.

Это означает, что дело за Госстандартом РФ. Ему необходимо согласовать требования ГОСТ Р 8.569-98 и ГОСТ 50913-96 к количеству и месту расположения маркировочных табличек автоцистерны, указывающих ее номинальную и действительную вместимости.

И чем быстрее, тем лучше.

 



[1] ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка.

[2] ГОСТ Р 50913-96. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов.

[3] ГОСТ Р 51980-2002. Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования

 

[4] Современная АЗС. – 2007. – № 10.

Hosted by uCoz